Кафедра гуманитарных дисциплин

Известны  три способа сжатия текста:
1. исключение,
2. обобщение,
3. упрощение.

Весь материал: c.doc

Материал от Санниковой М.Г. 

 Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы (в 19 веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека.

При подготовке к экзаменам учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового.

При этом очень важно довести до сведения учащихся все требования к организации работы над изложением: текст изложения читается дважды. Первое чтение - в обычном темпе, его задача - довести до сознания учащихся содержание. Именно первое чтение является особенно значимым, так как учащиеся при этом должны воспринимать текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию.

В результате первого чтения, таким образом, складывается эмоциональное впечатление от текста, возникает интерес к событиям, героям, вырабатывается отношение к ним.

После первого чтения делается небольшая пауза, во время которой могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты, имена собственные, а также незнакомые стихотворные цитаты, которые входят в текст и важны для передачи его смысла.

Учащиеся в это время или в процессе первого слушания могут составить наброски плана, зафиксировать основные моменты сюжета.

Важно, чтобы во время первого чтения учащиеся не отвлекались от воспринимаемого текста. Они могут конспективно отметить последовательность событий текста, но не должны пытаться дословно записывать вслед за учителем целые предложения.

Второе чтение производится в замедленном темпе. Именно второе чтение должно стать для учащихся детальным и предполагает восприятие структуры текста; глубокое осмысление микротем, осознание стиля речи, типов текста, языковых особенностей. При втором чтении уточняются и дополняются наброски к будущему тексту: фиксируются даты, все собственные имена и даты, записываются ключевые слова и обороты речи, некоторые синтаксические конструкции.

«Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

Учащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения:

·  Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

·  Правильно выделять макро - и микротемы;

·  Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;

·  Выдерживать в работе стилевое единство.

Презентация

Задания для сжатого изложения

Карточка сжатое изложение

Карточка-контроль сжатого изложения

Материал подготовлен Епанешниковой Т.Е.

 

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

 

Методическая работа учителя высшей категории Карабановой И.Н.: metodika.doc

 

pam_rus.doc

Материал подготовлен зав.кафедрой Санниковой М.Г.

 УЗАКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по истории 

2 апреля 2012 года в 5 классы 

 3 апреля 2012 года в 6 классы

 9 апреля 2012 года в 9 классы

 

 Мирошниченко Людмила Георгиевна

приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по географии

12 апреля 2012 года в 10 классы   

6 апреля 2012 года в 7 классы 

 10 апреля 2012 года в 6 классы

 9 апреля 2012 года в 9 классы

 

Ситникова Валентина Николаевна

приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по краеведению

9 апреля 2012 6 классы 

апреля 2012 года в 7 классы 

 

 Рудавка Евгения Владимировна

 приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по истории

17  апреля 2012 года в 8 классы   

 

 Евгеньева Алена Витальевна

приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по истории

апреля 2012 года в 7 классы   

 

Тимерханов Дамир Галиханович

приглашает родителей и коллег на открытые уроки 

по истории

апреля 2012 года в 10 классы   

по обществознанию 

 12 апреля 2012 года в 10 классы

 13 апреля 2012 года в 9 классы

 

В презентации в занимательной форме  рассказывается о правописании сложных слов с корнями пол-, полу-. В данной  разработке представлены упражнения для закрепления темы.

Материал подготовила Капустян С.Г.

Презентация содержит оформление слайдов, которые можно использовать в качестве заставки при проведении внеклассных мероприятий по теме "Числительное" в 6 классе.

     Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

Аудиозаписи:

Изложение 1

Изложение 2

Изложение 3

Изложение 4

Изложение 5

Изложение 6

Изложение 7

Изложение 8

Изложение 9

Изложение 10

Изложение 11

Изложение 12

Изложение 13

Задания к изложениям

Материал подготовила Епанешникова Т.Е.

 

 
 

без названия