Компоненты образования

Патриотическое воспитание

Приоритетным направлением всей воспитательной системы и кафедры дополнительного образования в частности становится гражданское воспитание. События последнего времени подтверждают, что становится все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обостряют национальный вопрос, распространяется равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.

Что же конкретно может сделать учитель для воспитания у детей любви к Родине?  Особый подход к этому вопросу в школе №1 формирует само понимание патриотизма, предоставляет обширные возможности для того, чтобы развивать эти качества учащихся. Дети начинают понимать, что патриотизм, любовь к Родине — это и желание ее защищать, помогать своей стране, соотечественникам в трудные моменты, способность видеть в жизни недостатки и исправлять их. Подлинный гражданин – не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, которая осознает свое предназначение в нем. Дети учатся видеть это рядом с собой, не оставаться в стороне.

Безусловно, базой для этой работы является музей школы, который сконцентрировал в своих фондах не абстрактные материалы, а историю учащихся, учителей.

Информационные технологии

Информационным технологиям уделяется большое внимание. Сегодня в школе успешно работает компьютерный класс с использованием учебных программ по всем предметам, созданы рабочие места электронной системы управления. Действует лаборатория инновационного обучения. Проводится мониторинг качества обучения и преподавания. Кафедра инновационного обучения представлена творческими лабораториями: “Учитель – профессионал общения”, “Новые технологии обучения”, “Здоровьесберегающие технологии”, “Информатизация учебного процесса”, “Информатизация управления”. Секции Челябинской научно-практической конференции интеллектуального творчества учащихся «Шаг в будущее» с использованием компьютерных программ проводятся в школе №1.

История

История - это уникальная учебная дисциплина, обладающая особыми средствами воздействия на разум и воображение, включая саморефлексию и осознание собственного мировоззренческого фундамента в сравнении с ментальностями прошедших эпох. Этот предмет как нельзя более эффективно формирует познавательную активность учащихся и вырабатывает в них коммуникативную культуру. Кафедра истории на протяжении многих лет оставалась оплотом традиций не только глубокого осмысления материала в ходе обычных уроков, но и применения нестандартных форм, помогающих развивать учениками аналитическое мышление, воображение, творческий подход к формированию целостной картины мира. Единый подход к преподаванию предмета во многом обусловлен тем, что большинство учителей истории – выпускники школы №1, закончившие вузы и вернувшиеся в школу в качестве преподавателей.

Предметы эстетического цикла

Предметы эстетического цикла призваны организовывать коллективно-творческие дела на уровне классного и школьного коллективов. Наполнение традиций новым содержанием, развитие специфических и интеллектуальных способностей учащихся – непростая задача педагогов. Система дополнительного образования обеспечивается актовым залом со сценой и кулисами, костюмерными, пультом управления, хореографическим залом , специализированным кабинетом ИЗО.

В школе преподается хореография (младшая и старшая группа), с 1 по 5 класс проводятся уроки танца. Хореографический коллектив школы принимает участие в конкурсах хореографических коллективов района и города. В общешкольных мероприятиях педагог обучает пластике детей, ставит танцы, пластические композиции, учит двигаться и находиться на сцене. Хореографический коллектив (руководитель Н.В. Шаруненко) – лауреат фестиваля “Хрустальная капель”. В школе учатся Солдатов Юрий и Яковлева Татьяна, занявшие 2-е место на открытом чемпионате России-2003 по танцевальному спорту, а также Сорокина Антонина – многократный лауреат фестиваля «Хрустальная капель», финалист городских, областных, региональных конкурсов по спортивным бальным танцам на паркете.

Занятиям музыке в школе уделяется немало внимания. Помимо уроков музыки по программе действуют хоровая студия, вокально-инструментальная студия, клуб гитаристов. Вокальный ансамбль (руководитель Е.В. Ланкина), лауреат фестиваля «Хрустальная капель», детский хор (руководитель Плетнева Л.Е.) стал лауреатом городского конкурса вокально-хоровых коллективов.

Помимо этого, в течение всего года педагоги репетируют с музыкальные номера для общешкольных мероприятий. Традиционно в школе принято петь, причем эту традицию активно поддерживает коллектив учителей, участвующий во всех общешкольных выступлениях и собственным примером доказывающий свою «многопрофильность» - поют учителя прекрасно. То, что первая школа «поющая», доказала и ее выпускница Евгения Рассказова – участница популярного телепроекта «Фабрика звезд-2» на ОРТ.

Театр моды (руководитель Г.А. Рыбакова) – лауреат городского фестиваля. Елена Марус - одна из его участниц, ныне выпускница, стала “Мисс Челябинск-2000”. В награду за победу в конкурсе она получила возможность участвовать в конкурсе «Краса России» в Москве.

Изостудия под руководством Галины Феликсовны Нестеровой заняла 1-е место в конкурсе кукольного дизайна «Золотой ключик», 2-е место на выставке «Зимняя фантазия», приз на выставка «Новогодняя сказка», приз в конкурсе изобразительного творчества «Планета будущего» в рамках марафона 2004. Проходят персональные выставки учащихся, которые принимают участие в конкурсах «Юный художник».

Спортивный профиль

Задача физической культуры - формирование здорового образа жизни. Усиление компенсаторных возможностей организма, повышение его сопротивляемости. Чтобы обеспечить занятость подростков, были созданы Шейпинг-клуб и клуб «Атлет», где учащиеся имеют возможность физического развития. Баскетбольный турнир между параллелями, в которых принимает участие и команда выпускников, «Большая футбольная неделя», матчи по волейболу между командой учителей и учащихся. Традиционный школьный конкурс «А, ну-ка, парни!», приуроченный к 23 февраля. Участие в Президентских играх, районных, городских соревнованиях по общей физической подготовке, плаванию, волейболу; лыжная подготовка.
общешкольный праздник «Золотая осень» - вот далеко не полный список спортивных мероприятий, в которых принимает участие школа.

Естественно-математический профиль

Главная задача биологии и географии помочь ребенку осознать себя в окружающей среде, как частицу экологического мира, а математики и физики - сформировать умение моделировать практические задачи и жизненные ситуации на математическом языке и применять математические знания и методы для их решения. В школе проводятся факультативы по углубленному изучению биологии и математики, функционирует клуб "Юный эрудит". Участие в эксперименте с ЮУрГУ «Школа-ВУЗ», призовые места в олимпиадах и в игре «Шаг в будущее» позволяют говорить о том, что уровень преподавания предметов естественно-математического профиля также высок, как и в специализированных гимназиях и лицеях.

Гуманитарный профиль

Роль русского языка и литературы в общей задаче усвоения цельных знаний - объединение двух учебных предметов в единое понимание грамотной речи. Для того, чтобы добиться единого результата - талантливого читателя, кроме обычных уроков проводятся недели русского языка, литературы, театральные постановки, литературные гостиные. Много лет существует факультатив "Практикум по русскому языку" для всех параллелей.

Благодаря раскрытию детей, их литературных и поэтических способностей, в школе ежегодно издается поэтический сборник, в котором публикуются стихи учащихся старших классов. Вышло уже пять сборников. Одной из ярких выпускников является известная ныне поэтесса Ирина Аргутина.

Языковая составляющая

Обучение английскому языку в школе начинается во 2-м классе, в 5-м вводится 2-й иностранный язык – немецкий или французский. Для многих выпускников английский язык становится профессией.

Иностранные языки – это средство развития личности учащегося. В ходе их изучения идет выработка коммуникативной культуры. Задача кафедры иностранных языков школы - формирование языковой личности, для которой изучение иностранного языка является, прежде всего, средством развития его интеллектуальных и творческих способностей, средством расширения кругозора, средством обеспечения возможности получения всестороннего образования. Иностранный язык, как учебный предмет, занимает своеобразное положение в системе школьного обучения. Его специфика заключается в вынесении практического владения языком на первый план, теория же не считается ведущим средством в учебном процессе. Такой подход определен современной программой средней школы

Кроме обычных ежедневных уроков, под научным руководством учителей выполняются рефераты, литературные переводы, сочинения с узкой и широкой тематикой.

В 9–11-х классах изучаются курсы страноведения Великобритании и США, курсы английской и американской литературы. Наряду с традиционной формой урока учителя иностранного языка применяют нестандартные формы урока, используя межпредметные связи: история, география, экономика, политическое устройство, краеведение англоязычных стран. В школе изменено содержание дополнительного образования. Так, школьный театр инсценирует произведения английских писателей на русском и английском языках, проводит традиционные литературно-художественные недели, посвященные У. Шекспиру, О. Уайльду, С. Моэму. Процесс познания языков и стран получает продолжение во время поездок в Великобританию, США. Обучающимися на курсах за рубежом за последние 3 года получены 143 сертификата. В течение 10 лет школа № 1 успешно участвует в программе международного сотрудничества в образовании “АСПРЯЛ” (1–2 человека в год – победители конкурса – обучаются в США в течение года).

Главная цель языкового образования детей - развитие их коммуникативных навыков и умений. Реализовать эту задачу только средствами урока невозможно, поэтому английский язык в школе №1 - это ещё и средство повышения общекультурного уровня детей и их эстетического развития. Стало доброй традицией проведение проектных недель англоязычных стран, "Рождества", "Дня Святого Валентина", спектаклей на английском языке, дней английской поэзии. Учащиеся начальной школы ведут переписку со сверстниками из США по электронной почте.

Обучение иностранным языкам, как средству межкультурной коммуникации требует включения в содержание обучения лингвострановедческих знаний, навыков и умений, необходимых для общения.

Ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка в ее соотнесении с родной культурой является важнейшей задачей учителей иностранного языка. Поэтому обучение младших школьников с самых первых шагов строится как диалог культур - национальной и иноязычной. Исходя из этого педагоги особое внимание уделяют внеклассной работе-, содержание,  объем и характер которой скоординирован вокруг обычаев и традиций англоязычных стран.

Особое место занимают праздники "Хэллоуин", "День Благодарения", "Рождество и Новый год", "День святого Валентина", которые ежегодно проводятся в школе, и в которых учащиеся принимают самое активное участие и с большим интересом.

ПРИМЕЧАНИЕ: С 2003 года «Хэллоуин» не отмечается.

Более подробную информацию вы можете найти в книге «Школа на Красной».

Прочитано 855 раз Последнее изменение Понедельник, 11 мая 2015 14:53
Поделиться: