Театр на Красной

Одна из особенностей системы дополнительного образования в школе №1 - театральная педагогика. Сегодня «Театр на Красной» - со многими традициями, с огромным накопленным опытом, воспоминаниями о пережитых радостях и победах. 

Детское творчество во многом не похоже на профессиональное искусство. Сама природа творчества здесь другая: минимум мастерства и максимум жизненной энергии, искренности, свежести и неожиданности художественных открытий. Чтобы понимать и ценить это, чтобы управляться с такой стихией, необходимо любить и знать детей, обладать особым терпением и дипломатическими способностями.

В 1971 году при поддержке директора школы В.А.Караковского, учительницами русского языка и литературы Благодаревой Маргаритой Павловной и Сухановой Инессой Васильевной был создан театр из учащихся 5—11 классов.

Постоянный его состав — 30 человек. За годы существования театр поставил более 20 спектаклей по произведениям русских и зарубежных писателей — "Сон в летнюю ночь", «Кентервильское привидение», «Как важно быть серьезным», «Сказка о попе и работнике его Балде» и другие. 

Театральное искусство — стержень внеклассных форм занятий различными видами искусства в школе №1 синтезирует как в классных, так и в общешкольных делах музыку, хореографию, сценическое, актерское мастерство, художественное слово и, конечно же, знания, приобретенные на разных предметах. Театральное искусство становится определяющим и выступает в качестве фактора активизации деятельности школы в области эстетического воспитания, что привело к формированию системы «театр-школа». Дети с 5-11 класс принимают участие в театре через различную деятельность: выбор и составление сценария подготовка театрального оборудования, декораций, создание костюмов для актеров, хореография, сценическое мастерство, вокал, фонограммы и т.д.

«Театр на Красной» – это уникальная возможность подойти к воспитанию учащихся всесторонне. Одна из особенностей – возраст участников, который колеблется от 7 до 17 лет, т.е. от младшего школьного возраста до юношества, затрагивая при этом психологически сложный этап подросткового взросления. Приобщение к актерской игре дает уникальную возможность не только оценить культурные ценности, но и прожить, прочувствовать их. К достоинствам «театральной педагогики» необходимо добавить и развитие таких качеств у ребенка как внимание, общение, коммуникабельность, память и многое другое. Театральный процесс ставит ребенка в позицию творца. Свободно действуя, играя, ребенок начинает открывать в себе новые, ранее не раскрытые возможности и развивать их.

Театр в школе №1 имитирует взрослый театр в его лучших аспектах. Здесь очень важен принцип коллективности как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. И тогда становится не столь важно – выходишь ты на сцену как главный герой трагедии или рассаживаешь гостей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли. Труд, который был вложен, путь, который был проделан в преодолении себя, начиная с простых усилий по освоению текста и своевременной явке на репетицию и заканчивая созданием цельного сценического образа и прочими театральными премудростями, всегда замечают не только взрослые, но и сверстники. 

Валерия Ронжина, выпускница 1998 года: «Результат общих усилий – готовое представление, праздник или спектакль – концентрирует в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями... Все-все. И потому время спектакля – это время «сгущения мира», его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и, самое главное, за других. За маму, сидящую в зале. И за того, кто наконец-то узнает, какая я на самом деле». 

Педагоги и руководители театра не просто обучают детей актерским навыкам, но и стараются сориентировать его в социокультурном пространстве, дают ему возможность самому спроецировать ситуации реального мира. 

Сегодня в театре работает младшая группа для детей 7-10 лет и старшая группа. Кто тут кого учит? И кто чему учится? Это бывает трудно разделить, потому что все - и дети, и взрослые - учатся друг у друга жить и быть счастливыми. 

При поддержке и руководстве «Театра на Красной» проходит традиционный общешкольный День творчества, работает агитбригада «Светофор» под руководством Нины Степановны Перминовой - неоднократный победитель городского смотра-конкурса «Зеленая волна».

Одна из самых серьезных проблем школьного театра как явления – это выбор репертуара. В школе №1 этот вопрос, как и многие другие, решается коллективно. Точное ощущение действительности этого детского коллектива, меняющегося год от года с уходом выпускников, безошибочно подсказывают руководителю театра и педагогам произведения, к которым следует обратиться, учитывая характеры и возможности учеников, которые приходят в «Театр на Красной». 

Существование театра в системе общеобразовательной школы - дело весьма непростое. Часто, вынесенные за рамки основного расписания уроки театра попадают в разряд «школьного кружка», превращаясь для педагогов-предметников в нечто несерьезное, не имеющее прямого отношения к образованию. Однако к школе №1 отношение к театру другое. В состав «актерской труппы» всегда входили учителя, которые на сцене, как и дети, открываются с новых сторон. Например, грамота от управления образования г.Челябинска действующему директору школы Д. Г. Тимерханову «за лучшее исполнение роли второго плана в спектакле «Сказка о попе и работнике его Балде» - обычное дело для педагогического состава школы. Учителя истории, биологии, иностранных языков, русского языка и литературы с большим удовольствием выходят на сцену, как в театральных постановках, так и в представлениях к Празднику Творчества вместе со своими учениками. (Е.А. Узакова, Бабушкина М.А. и т.д.). Выпускники школы также не покидают театр. Приходят на премьеры, на праздники и помогают при любой возможности. 

Масса грамот и наград – это естественная и приятная, хотя и необязательная составляющая «Театра на Красной». Дети, занимающиеся в театральной студии, выигрывают призы, занимают почетные места в творческих конкурсах и смотрах в городском и областном масштабе. Театральный коллектив представляет на суд жюри, в состав которого часто входят профессиональные актеры и режиссеры, спектакли в разных театральных жанрах: музыкальном, драматическом, кукольном. «Театр на Красной» - неоднократный лауреат фестиваля детского художественного творчества «Рождественские фантазии», фестиваля искусств «Хрустальная капель», городского смотра-конкурса художественного чтения, фестиваля детских театральных коллективов Челябинска «Серебряная маска». Фестивали эти проводятся в целях развития детского театрального творчества и повышения сценического мастерства. Конкурсные спектакли обычно идут на сцене Дворца Пионеров на Алом Поле. 

В профессиональном театре существует понятие «актерское раскрытие», - максимальное проявление творческого потенциал, профессиональной палитры актера, за которым следует признание. В «Театре на Красной» существует понятие «личностного раскрытия» как конечной цели, и главное – это процесс. Хочется особо отметить, что игра, на уроках театра, на сцене, в школьном театре это не просто увлечение. Это мощнейшая школа чувств, которая оставляет в душе не только память тех самых рассказанных, прожитых и услышанных историй, но и опыт счастья, который, как хороший иммунитет, остается с человеком на всю жизнь. Так ради чего дети ходят в школу №1? Благодаря «театру на Красной» еще и ради того, чтобы осуществить свою заветную мечту, творчески реализоваться. Именно здесь ребенок может найти путь, чтобы сделаться другим, не таким, как раньше. Совершить усилие. Стать самим собой.

«Вы пришли в театр. И этот театр создали для вас мы. Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля вам будут поименно представлены все участники – все мы. Техники, администраторы, гримеры, костюмеры, актеры. И всем нам будут адресованы аплодисменты зала, каждому лично. Имя каждого участника должно быть объявлено публично, и представление всех участников будет долгим. Пусть это не принято в профессиональных театрах, но здесь, в школе, это очень важно, потому что это имена тех, кто создал ваш театр, в вашей школе, нужный всем».

Прочитано 568 раз
Поделиться: