КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 «КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»

 Что в поведении подростка должно насторожить педагога (общие черты суицидального поведения)

 

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и отметкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, депрессия.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Подросток, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, замыкается в себе.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя, или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Сигналом готовящегося самоубийства может служить приведение дел в порядок, последние распоряжения как перед окончательным уходом: составление завещания, улаживание мелких недоразумений с друзьями, «раздаривание» дорогих ему личных вещей.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Действия педагога, если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Обязательно свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

 

Что может сделать педагог, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

Полезная информация (Экстренная психологическая помощь)

Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр» города Челябинска 8-351-263-51-23, 8-351-735-02-19, 8-351-735-02-18

телефон экстренной службы реагирования: 8-351-735-51-53

телефон доверия взрослых: 8-351-735-51-61

Телефон доверия областного центра социальной поддержки «Семья»

8-351-721-19-21 (с 08.00 – 19.45 ежедневно)

Центр диагностики и консультирования, специализирующийся в том числе на профилактике суицидов

«Телефон доверия» 8-351-269-77-77 (понедельник – пятница 17.00 – 09.00, суббота, воскресенье, праздничные дни – круглосуточно)

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8-800-2000-122 (круглосуточно – звонок бесплатный)

Всероссийский телефон доверия для женщин

8-800-7000-600 (звонок бесплатный)

Муниципальный Кризисный центр для женщин

8-351-263-65-60

Информационный Центр поддержки общественных объединений «Содействие»

8-351-264-01-95

8-351-265-35-02

Центр профилактического сопровождения «Компас»

8-351-261-42-42

(имеется убежище, звонки принимаются с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут по будням, в пятницу до 16 часов 15 минут)

Поделиться: