Психологи

Меньше ругать – больше хвалить.
Меньше наказывать – больше любить.
Меньше требований – больше последовательности.
Меньше жалоб – больше жизнелюбия.
Меньше угроз – больше радости.

Психологические особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек

младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп,

отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация».

Дети разбиваются на два противоположных лагеря-мальчиков и девочек - со всеми

правилами и ритуалами поведения.

Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой

социализации являются следствием психологическим закономерностей. статья

 

 

Стресс - это защитная реакция организма на воздействие окружающей среды. Чрезмерный стресс может разрушать организм. Один стресс может накладываться на другой, поэтому частые стрессовые нагрузки особенно опасны.

Среди причин вызывающих стресс следует назвать:

- невозможность самореализации,

- одиночество,

- завышенные требования к себе и окружающим,

- слишком быстрый ритм жизни,

- житейские неудачи и т. д.

Бороться со стрессами можно воздействуя как на психику (душа), так и на физиологию (тело).

Вся статья

Правило 1

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Например:

«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а следовательно, не знает что нужно изменить «Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.

Правило 2

Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться. Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3

Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;

— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;

— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;

— решительное установление границ разговора: «Всё, хватит. Сейчас же прекрати!»

— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4

Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие 37 Техники эффективного поведения в конфликте«зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку:  «Подойди ко мне после урока, мы сможем всё подробно обсудить».

Правило 5

Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях

 alt

Для ребёнка родители означают безопасность, привязанность, эмоциональность, само существование, культуру.
Каждый ребёнок мечется между защищённостью и беззащитностью, между надеждой и страхом, между любовью и отсутствием любви.
Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим Вы ничего не добьётесь.
Доверять Вам будут, если Вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понимать и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок – это гость в Вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
Чаще показывайте детям, как сильно Вы их любите, не скрывайте этого.
Как можно больше времени проводите вместе со всей семьёй, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у Вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья Вашего ребёнка обязательно бывали в Вашем доме, - Вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда Ваш ребёнок ничего не будет от Вас скрывать.
Не заставляйте ребёнка доверять свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим Вы ничего не добьётесь.
Доверять Вам будут, если Вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понимать и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: ведь как Вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к Вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок – это гость в Вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

 

Ваш ребёнок скоро закончит обучение в начальной ступени общего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком.

Прежде всего, необходимо продолжать программу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять  на улице, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, лежать на диване и т. п.  Глубокий смысл найти в этих действиях трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с детьми. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?».

Человека в 9-10 лет, вполне способного к сложным умственным размышлениям, нужно ориентировать на то, чтобы он всегда ощущал своё отличие от животных, которым не надо думать, так как всё для них определяют инстинкты. Человек не может руководствоваться только инстинктами, он способен представлять конечный результат своих действий и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший. Тогда ум его будет постоянно занят сложной поисковой работой, требующей наличия соответствующей информации. В итоге появиться возможность глубже обосновывать необходимость получения разнообразных знаний с целью рационализации и оптимизации повседневной жизни, успешной реализации потребности и интересов ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.

Для укрепления интереса к ней следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках и при выполнении домашнего задания. Следует отучать его от механического запоминания учебного материала, т. к. в 5-7 классах это сформирует безразличие у ребёнка к учёбе. Надо постоянно искать вместе с ребёнком смысл и значение для его повседневной жизни тех знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только их пользу для будущей жизни, но и для текущей.

Также важно продолжать воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями, при выполнении различной домашней работы.

В 9-10 лет у ребёнка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко принимать требования родителей, других родственников,  учителей, которые направлены на умственное, нравственное, эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его обоснованной самостоятельности.

Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь доносить важность их выполнения для обеспечения физического, психического здоровья окружающих, его самого, а также для установления доброжелательных взаимоотношений с людьми.

Продолжайте укреплять навык ежедневного чтения художественной, а не только научно-популярной литературы, объём текста в день 15-20 страниц с пересказом прочитанного и совместным обсуждением. В каникулы должна соблюдаться та же норма. Только в этом случае ребёнок будет постоянно умнеть и учиться лучше понимать людей.

Продолжайте отмечать все достижения ребёнка в преодолении лени, безволия, эмоциональной несдержанности. Тогда обязательно будет достигнут желаемый результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.

 Подготовил педагог-психолог Повалихин С.Б.

 

Подростки, находясь на стадии глубокого жизненного кризиса, испытывают трудности в процессе обучения, связанные с бурным в этот период физическим ростом и начавшимся половым созреванием.

 

Выделяют 4 глобальные причины, которые препятствуют

нормальному ходу обучения подростков.

 

1. В подростковом возрасте наблюдается мощный гормональный взрыв. Процессы возбуждения в коре головного мозга протекают очень быстро, а процессы торможения, наоборот, очень медленно. В связи с чем, любая мелочь отвлекает, раздражает, заводит, а вот остановиться, сдержать себя подросткам непросто. Находясь в таком состоянии им трудно сосредоточиться на уроках. Если материал интересен ребенку – он его без труда запомнит и усвоит, если нет, то в голове у него ничего не задержится.

2. Бурный физический рост, из-за которого кости и мышцы растут неравномерно, вследствие чего все движения подростков становятся неуклюжими. Особенно нелегко мальчикам. У них в этом возрасте наблюдается повышенная хрупкость костей. Они чаще ломают руки и ноги. Очень высока и потребность просто лечь, растянуться на диване, придя домой. От родителей часто можно услышать: «Что разлегся, иди, делай уроки!».

3. Вслед за быстрым физическим ростом сердце порой не успевает расти. Оно начинает болеть, сердечный ритм временами убыстряется. Из-за недостаточно хорошо развитого сердца в головной мозг не поступает необходимое количество кислорода, в связи с чем, ребенок быстро устает, плохо соображает, как у мальчиков, так и у девочек могут случаться обмороки. Девочки – подростки часто страдают гипертонией (повышенным артериальным давлением). Чтобы помочь детям справиться с данными физиологическими особенностями, взрослым реже нужно говорить: «Нельзя идти гулять, ты еще уроки не сделал…Почему так долго шел из школы, опять с Сашкой гуляли…Нечего на перемене бегать на улицу, грязь только разносите!».

4. Из-за гормонального всплеска эмоции подростков сменяются так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То ребенку все интересно, он с радостью принимается за работу или уроки, то вдруг его все раздражает. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них изменчивость настроения связана с установлением менструального цикла.

СОВЕТЫ родителям:

Подросток должен проводить в движении на свежем воздухе не менее трех часов в день. Именно в этот период времени ребенок оттачивает свою гибкость, пластичность движений, ловкость, координацию. Не ругайте постоянно, если он не может спокойно, не крутясь сидеть во время занятий, и норовит то и дело прилечь на диван.

Спать должен подросток не менее 9 часов в день. Так как физиологическая нагрузка на организм в этот возрастной период весьма велика.

Гулять ребенку необходимо каждый день для получения достаточного количества кислорода.

Больше уделяйте внимания своему ребенку. Не ограничивайте ваше с ним общение вопросами типа: «Ты поел? Уроки все сделал? Какие отметки сегодня получил?». Подростки только делают вид, что родители им не нужны. На самом же деле советы, мнение, высказанные в дружелюбной форме и просто дружба очень важны и нужны ему.

Большинство родителей хотят, чтобы их дети хорошо учились, ответственно выполняли все заданные на дом уроки. Но неразумная школьная нагрузка вынуждает подходить детей к урокам избирательно: какие-то просмотреть вскользь, какие-то сделать, какие-то пропустить, отложить…

Во избежании конфликтов, будьте весьма сдержанны и корректны в общении с подростком.

Воспитывая подростка, учитывайте тип его темперамента.

Если подросток не слушается, ведет себя агрессивно по отношению к родителям и другим людям, тому виной может быть неправильно выбранный стиль семейного воспитания.

 

 

Составитель: Трошина Ю.В.

 

Любой орган человека предназначен для сохранения жизнедеятельности живого организма – Человека. Естественная работа зрения – контроль за тем, что происходит вокруг. Поэтому изначально зрение не предназначалось для рассмотрения предметов длительное время (более 20- 30 минут): телевизор, компьютер, книги. Длительная концентрация зрения на предмете (экране) приводит к перенапряжению мышц глаза и в дальнейшем может приводить к снижению остроты зрения.

1. Естественная работа глаза – переключения взгляда с одного предмета на другой. Поэтому во время работы на компьютере, просмотре телевизионных передач, находить свободное время для перевода взгляда на различные предметы вокруг - вдаль, это приводит к естественному снижению напряжения с мышц глаза.

2. Тренировать мышцы глаз с помощью специальных упражнений.

3. Снимать напряжения с глаз с помощью релаксации: сначала мы создает искусственно мышечное напряжение (жмуримся, легко нажимаем на глазное яблоко и т.д.), затем организм автоматически приводит к расслаблению (релаксации) мышц, в которых было перенапряжение, давая им некоторое время отдохнуть.

Что делать, если глаза устали?

Говоря о подготовке к экзаменам, нельзя не сказать о том, что в это период сильно увеличивается нагрузка на глаза. Поэтому необходимо не забывать об этом и постараться предотвратить возможные нарушения зрения.

                                          Несколько элементарных упражнений помогут снять напряжение с глазных мышц.

                                          Упражнение 1. Голова неподвижна. Посмотри попеременно вверх- вниз, вверх- вниз (15 сек.); влево -вправо, влево -вправо(15 сек.).

                                          Упражнение 2. Напиши глазами свое имя, отчество и фамилию.

                                          Упражнение 3. Напиши сегодняшнюю дату и день недели.

                                          Упражнение 4. Нарисуй глазами круг, квадрат, треугольник по часовой стрелке, затем против.

                                          Упражнение 5. Широко открой глаза и посмотри вдаль (15 сек.), опусти веки, расслабься (15 сек.), снова посмотри вдаль и т.д. (1-2 мин.)

                                          Упражнение 6. Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.) и на точке (.) на листе бумаги перед собой (20 сек.). Это упражнение нужно выполнять в течении 1 минуты.

                                          Для профилактики нарушений зрения желательно выполнять 1-2 упражнения из описанных выше ежедневно.

 

 

Для тренировки и отдыха глаз.

Если вы долго читали, писали и чувствуете, что устали глаза (иногда они начинают слезиться), устройте 10-минутный перерыв. Снять усталость помогают такие упражнения:

1.Крепко зажмурить глаза на 3 с, затем открыть на такое же время (повторить 5-7 раз).

2.Выполнить несколько медленных движений глаз по кругу в одну, другую сторону (5-7 раз):

3.Посмотреть вдаль на линию горизонта, затем медленно перевести взгляд на кончик носа (5-7 раз).

4.Сделать несколько поворотов глазных яблок вправо-влево (5-7 раз), а также вверх-вниз (5-7 раз).

5.Помассировать глаза тремя пальцами каждой руки:

  • Ø легко нажать пальцами на верхнее веко каждого глаза, спустя 1-2 с снять пальцы с век, а потом снова легко нажать (упражнение проводить в течение 30 с, болезненных ощущений при этом быть не должно; нажимать надо с разной частотой, дыхания не задерживать);
  • Ø сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца в течение одной минуты.

6.При закрытых веках поднять глаза кверху, опустить вниз, повернуть вправо, затем — влево.

7.Интенсивно поморгать в течение 1-2 мин.

Некоторые из этих упражнений можно выполнять и во время коротких перерывов в процессе учебы или работы.

Материалы составила Катаева Вера Николаевна

ВНИМАНИЕ учащиеся 9,10,11 классов!

 

Желающие попробовать свои силы в олимпиаде

 по психологии

просим обращаться к психологу Трошиной Юлии Вячеславовне 

(кабинет психологов около актового зала или по телефону: 89080430953)