gimnaziya

Существуют ли риски дистанционного обучения и как их минимизировать?

Понедельник, 04 июля 2022 16:24

Существуют ли риски дистанционного обучения и как их минимизировать?

В последние годы всё чаще процесс обучения происходит в режиме «онлайн», как изменяется при этом образовательный процесс, и что по этому поводу думают сами учащиеся и педагоги, давайте рассмотрим.

По материалам статьи, опубликованной педагогом-психологом Рыжковой М.И. в международной научно-практической конференции «Цифровизация образования: поиск и выбор инновационных решений» (март, 2022).

Цифровизация образования ставит новые вызовы педагогическому сообществу, что порождает большое количество вопросов. Современному преподавателю предъявляются новые требования к профессиональным компетенциям, в том числе цифровым – например, умение работать с различными цифровыми технологиями, приложениями и сервисами, организовать процесс в online-пространстве, уметь устранять технические неполадки и многое другое.

Для того чтобы изучить данный вопрос, было проведено пилотажное исследование на базе – МБОУ «Гимназия №1 г. Челябинска», а также Южно-Уральского государственного университета. В опросе приняли участие 82 учащихся, а также 33 педагога.

Давайте рассмотрим основные вопросы, возникающие при организации дистанционного образования.

 

Влияет ли домашняя среда на качество обучения?

Чтобы включиться в занятие домашняя среда помешает? Для педагогов нашего исследования домашняя среда не помеха, а напротив, более комфортная среда для проведения именно онлайн-занятий, по сравнению с рабочей средой. Часть учащихся (студенты вуза и ученики гимназии) имеют схожее мнение, большинство из них не ощущают значимого влияния домашней среды на процесс обучения (46 %), для некоторых среда способствует включению (30 %), а для других оказывает отвлекающее воздействие (24 %).

Таким образом, вести урок или лекцию из дома комфортнее. Однако воспринять информацию не всегда легко, на это влияют многие факторы.

 

Как организовать пространство для онлайн-занятий?

Для успешного включения в онлайн-занятие необходимо понимать, как организовать комфортную для обучения среду. Так, по данным опроса 65 % учащихся и 44% педагогов имеет отдельную комнату, либо кабинет для проведения дистанционных занятий. При такой организации пространства риски негативного влияния домашней среды на процесс обучения могут снижаться.

 

Влияет ли выбор одежды на включенность в онлайн-занятие?

Перед началом online-занятий 53 % педагогов и 21% учащихся подбирают более официальный стиль одежды. На самом деле то, как мы выглядим в той или иной ситуации, может влиять на наше состояние. Так, деловой костюм направляет нас на деловую атмосферу, а домашняя уютная одежда расслабляет и способствует отдыху. Поэтому выбор одежды может в некоторой степени влиять на эффективность включения в процесс онлайн-обучения.

Помимо одежды важно подготовить и пространство, настроиться на рабочий процесс, а значит сделать небольшую уборку на столе и начать подключаться к уроку или занятию заранее.

Какие правила важно установить для домашней среды при онлайн-обучении?

Учащиеся уже используют некоторые правила, чтобы организовать пространство для учебных занятий – так, важно оповещать близких о необходимости того, чтобы вас не отвлекали от занятий, ограничить телевидение и другие гаджеты, а также сократить своё нахождение в социальных сетях во время учёбы.

 

Что мешает онлайн-занятиям?

Среди факторов, негативно влияющих на дистанционные занятия, выделаются «технические неполадки» – как у педагогов (62 %), так и у учащихся (51 %) – это та часть дистанционного образования, которая с трудом поддаётся коррекции, ведь мы не знаем, в какой момент может произойти сбой в системе или техническая поломка.

«Звуковые помехи», исходящие от участников занятия (они встречаются у 41 % педагогов и 47 % учащихся). Когда мы подключаемся к online-занятию, например, лекции, первое, что необходимо сделать – отключить свой микрофон. То же касается моментов, когда кто-то отвечает, другие в этот момент не должны создавать помехи на фоне. Этот фактор отвлекает как педагогов, так и самих учащихся.

«Шум», возникающий рядом с участником образовательного процесса (от соседей, близких или за окном), также отвлекает 38 % учащихся и 41 % педагогов.

Отвлечение на социальные сети более характерно для учащихся (29 %), нежели чем для педагогов (3 %).

Также значимым для части педагогов (41 %) является фактор «трансляции неких элементов с камер учащихся» (незакрытые двери, люди или животные, попадающие в камеру и др.). Данная проблема может быть решена, для этого важно понимать и постепенно осваивать культуру «онлайн-поведения».

 

Что положительно влияет на онлайн-занятия?

Большинство учащихся (68 %) сообщает, что осознание значимости для них данного занятия существенно определяет качество их включения в процесс. И действительно, независимо от того, где проходит занятие, первичным является личная заинтересованность учащегося в данном предмете. Однако увеличить включенность учащихся в учебный процесс могут и другие факторы:

  • более активные формы работы с личным участием, об этом сообщают 43 % учащихся,
  • необходимость включения камеры (28 %),
  • ограничение социальных сетей (21 %),
  • оборудование рабочего места для учебных занятий (20 %),
  • соответствующая процессу одежда (15 %).

 

Часто ли учащиеся включают камеру?

Исследуя вопросы значимости подключения камеры, выяснилось, что 76 % учащихся включают трансляцию с камер только в случае, если это обязательно, при этом для 56 % педагогов является важным видеть учащихся во время занятий. А значит, включение камеры иногда может способствовать лучшему включению в процесс. Ведь если нас не видно, мы можем с большей вероятностью отвлечься на факторы домашней среды.

Как развиты цифровые компетенции у педагогов?

Актуальным является и вопрос расширения цифровых навыков педагогов, большинство из них адаптировалось к использованию цифровых технологий, однако 47 % из них всё же чувствуют необходимость в совершенствовании цифровых навыков. Педагоги уже умеют подключать камеру и микрофон, демонстрировать экран, подключать презентацию, пользоваться чатом, использовать онлайн-доску, однако для кого-то всё ещё существует потребность в дополнительном обучении.

Стоит ли использовать дистанционные технологии в процессе обучения в будущем?

По результатам опроса, 63 % учащихся положительно смотрят на такую перспективу и готовы включить дистанционные технологии на 70 % в образовательный процесс, педагоги утверждают (68 %), о возможном гибридном образовании в будущем, включающем около половины занятий в дистанционном режиме.

Таким образом, можно сделать вывод – большинство педагогов и учащихся адаптировались к переходу на дистанционный формат обучения, однако актуальными остаются вопросы, касающиеся рисков тех изменений, что пришли в нашу жизнь.

  • Для всех участников образовательного процесса значимыми являются вопросы организации пространства домашней среды.
  • А также вопросы повышения культуры «online-поведения».
  • Для учащихся важной остаётся проблема ограничения отвлекающих факторов.
  • Для педагогов перспективными могут стать вопросы внедрения более активных форм работы на занятиях для учащихся, а также повышение цифровой компетентности.

В современном мире дистанционное образование иногда может выручить нас, когда нет другой возможности провести занятие. Однако мы должны помнить, что учёба в режиме online не должна расслаблять нас, а напротив, стимулирует к освоению навыков культуры online-поведения, а также навыков организации online-пространства.

Автор: Рыжкова Мария

Прочитано 407 раз Последнее изменение Понедельник, 04 июля 2022 16:29
Поделиться: