gimnaziya

90 лет со дня рождения Владимира Абрамовича Караковского

Понедельник, 14 февраля 2022 18:12

Здравствуйте, Первошкольники.

14 февраля понедельник исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Абрамовича Караковского. Учитель и директор школы №1 им. Ф. Энгельса, учёный и практик, доктор наук и народный учитель, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и лауреат премии Президента РФ.

Равного в образовательной сфере по харизме и педагогическому наследию в Челябинске не было и нет.  Да, наверное, и не будет: время «больших личностей» уходит.

В течение недели на уроках и классных часах проводим акцию «90 минут Владимира Абрамовича».

08253 Караковский В дир.шк.1 1

Караковский Владимир Абрамович родился 14.02.1932. в Свердловске. Родители — педагоги Абрам Залманович Караковский (1893, Себеж — 1938, Челябинск) и Роза Петровна Караковская. Отец был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

После окончания ЧГПИ в 1953 году работал учителем литературы и русского языка в школах № 48 и 109 города Челябинска, с 1962 года директор средней школы № 1 имени Ф. Энгельса, с 1977 года директор школы № 825 города Москвы. В конце декабря 1988 г. избран на Всесоюзном съезде учителей во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже В. А. Караковский стал председателем данного совета. В 1989 году защищает докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук на тему: «Воспитательная система школы как объект педагогического управления». Член-корреспондент РАО избран 20.12.1990 года, состоит в Отделении общего среднего образования. В 2006 году В. А. Караковский стал почётным доктором Челябинского педагогического института

У Караковского была слава блестящего литература, организатора, вдохновителя, подтверждённая не только восторженной любовью учеников, но и опытом руководства кружками, театрами, хорами везде, где ему доводилось работать и учиться.

С 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве. Воспитательная система Караковского ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В школе Караковского воспитательная деятельность в учебном процессе и в социальной среде соединена в органичное целое. Стиль отношений взрослых и детей, по Караковскому, строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива - подготовка и проведение неформальных творческих дел, имеющих нравственный смысл для учащихся. Коммунарские сборы, дидактический театр, творческая учёба, "читай-город", аукционы знаний, научные экспедиции представляют собой результат постоянного поиска дел, которые объединяли бы воспитателя и воспитанника, учащихся в творчески работающий разновозрастный коллектив.

Владимир Абрамович - один из авторов педагогики сотрудничества.

В 1962 году через неделю после прихода В.А. Караковского в школу № 1, в ней создаётся худсовет. Какое-то время директор лично руководит хором старшеклассников. Одним из первых нововведений нового директора стал ежегодный Праздник песни, впервые проведенный 29 октября 1963 года. После этого решения, началась подготовка. На любую репетицию в любом классе директор мог прийти в любой момент! Подкинуть пару свежих идей, оценить уровень сценария. В скором времени «Праздник песни» превратился в настоящие театрализованное представление с элементами драматургии и хореографии, с декорациями, костюмами и реквизитом.

С приходом В. А. Караковского школьные мероприятия обрели новое содержание: сбор металлолома и макулатуры превратился в Корчагинскую и Ленинскую трудовые вахты, Праздник песни стал «зримым», появился Праздник чести школы, апофеоз достижений каждого класса в конце учебного года. В 1963 году, заняв первое место в городе по комсомольской работе, школа получила две путевки во Всесоюзный лагерь «Орлёнок». По ним и сделали шаг в будущее секретарь комсомольской организации школы Александр Мещерский и член школьного комитета комсомола Наталья Суслина. К тому времени «Орлёнок» был охвачен идеями Фрунзенской коммуны, организованной группой ленинградских педагогов в 1959 г.

С этого момента коммунарское движение в школе начало обретать конкретные формы. В зимние каникулы 1963-1964 гг. делегация первых коммунаров поехала в Москву на 5-й Всесоюзный коммунарский сбор. А весной 1964-го 6-й Всесоюзный сбор прошел уже в Челябинске.

Организационно Коммунарский Сбор - это сжатая по времени, сконцентрированная на автономном пространстве ситуация интенсивного творческого взаимодействия участников в организации совместной жизнедеятельности. Время Сбора до предела насыщено делами. Сбор продолжается всего 3 дня, участвует в нем около 300 ребят и взрослых, проводится он обычно в школе, Сбор действует на принципах самоуправления и содружества. Сбор живет и после возвращения домой. О нем говорят, его вспоминают, анализируют и педагоги, и сами ребята. Даже по рассказам сборовцев в классе Сбор "занимает" своей жизнью всех ребят и взрослых в школе, о нем мечтают и на него стремятся и попасть.

Большинство традиций, родившихся в школе № 1 в 60-е годы, живы и сегодня. Из всех традиций меньше всего изменился с годами День Памяти погибших выпускников.

Пока приходят в школу совсем старые люди, и смотрят слезящимися глазами на фамилии своих одноклассников на плитах у памятника, и с трудом наклоняются, чтобы положить цветы - вряд ли у кого-то поднимется рука в корне менять классический ритуал 19 сентября.

С приходом Владимира Абрамовича школа № 1 родилась заново и расцветала с каждым годом. Всё что создал Владимир Абрамович Караковский, сохранилось до наших дней, развивается большими темпами, и будет существовать до тех пор, пока существует школа № 1!

В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работал в школе № 825 на должности заместителя директора по науке.

В. А. Караковский скончался 3 марта 2015 года в результате болезни.

Награды Караковского В.А.:

  1. орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) — за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу;
  2. медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год);
  3. Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) — за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность;
  4. Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год);
  5. Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) — за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений;
  6. Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей;
  7. Премия Ленинского комсомола (1986 год) — за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Прочитано 1196 раз
Поделиться: