Сжатое изложение

 Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Изложение на протяжении нескольких веков остаётся одним из самых распространенных видов работы (в 19 веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему занятий по развитию связной речи в школе. Это один из эффективных приёмов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека.

При подготовке к экзаменам учителю приходится сталкиваться со многими трудностями: бедный словарный запас учащихся, сложность восприятия незнакомого текста на слух, а практика показывает, что визуальное восприятия текста у многих учащихся развито гораздо лучше слухового.

При этом очень важно довести до сведения учащихся все требования к организации работы над изложением: текст изложения читается дважды. Первое чтение - в обычном темпе, его задача - довести до сознания учащихся содержание. Именно первое чтение является особенно значимым, так как учащиеся при этом должны воспринимать текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию.

В результате первого чтения, таким образом, складывается эмоциональное впечатление от текста, возникает интерес к событиям, героям, вырабатывается отношение к ним.

После первого чтения делается небольшая пауза, во время которой могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты, имена собственные, а также незнакомые стихотворные цитаты, которые входят в текст и важны для передачи его смысла.

Учащиеся в это время или в процессе первого слушания могут составить наброски плана, зафиксировать основные моменты сюжета.

Важно, чтобы во время первого чтения учащиеся не отвлекались от воспринимаемого текста. Они могут конспективно отметить последовательность событий текста, но не должны пытаться дословно записывать вслед за учителем целые предложения.

Второе чтение производится в замедленном темпе. Именно второе чтение должно стать для учащихся детальным и предполагает восприятие структуры текста; глубокое осмысление микротем, осознание стиля речи, типов текста, языковых особенностей. При втором чтении уточняются и дополняются наброски к будущему тексту: фиксируются даты, все собственные имена и даты, записываются ключевые слова и обороты речи, некоторые синтаксические конструкции.

«Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

Учащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения:

·  Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

·  Правильно выделять макро - и микротемы;

·  Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;

·  Выдерживать в работе стилевое единство.

Презентация

Задания для сжатого изложения

Карточка сжатое изложение

Карточка-контроль сжатого изложения

Материал подготовлен Епанешниковой Т.Е.

 

Поделиться: