Как распознать мошенника?

Автор Четверг, 25 января 2024 05:05

Информация о наиболее распространенных фразах, позволяющих идентифицировать лиц, предпринимающих попытки совершения дистанционных мошенничеств в ходе телефонного разговора

ГУ МВД России по Челябинской области информирует о наиболее распространенных фразах, позволяющих идентифицировать лиц, предпринимающих попытки совершения дистанционных мошенничеств в ходе телефонного разговора:

  1. «Оформлена заявка на кредит».

Если Вы не обращались в банк, а Вам сообщают о предварительно одобренном кредите — положите трубку, это мошенники. Не продолжайте разговор, иначе в ходе телефонного разговора под психологическим давлением, Вы рискуете потерять деньги. «Сотрудник Центробанка».

Сотрудники Центрального Банка Российской Федерации не звонят клиентам и не пишут СМС-сообщения для совершения каких-либо банковских операций, если абонент представляется сотрудником Центробанка — прекратите разговор, положите трубку. «Специальный безопасный счет».

Это распространенная схема мошенников, убеждающих граждан перевести свои сбережения на «специальные безопасные счета», под легендой сохранности денежных средств. Специальных и каких-либо безопасных счетов не существует, если Вас просят перевести деньги на такие счета — прекратите разговор, положите трубку.

  1. «Идут следственные действия, помогите задержать мошенников».

Сотрудники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону, не запрашивают финансовые данные и не предлагают поучаствовать в задержании преступников.

  1. «Зафиксирована подозрительная операция».

Банки могут приостанавливать такие операции без участия клиента. Если у банка возникнут сомнения, Вам позвонят с официального номера или напишет служба поддержки через соответствующее приложение банка (программу) для современных средств коммуникации. Вместе с тем, сотрудник банка никогда не будет просить переводить деньги, а только лишь удостоверится, что Вы действительно совершаете перевод.

  1. «Срок действия сим-карты истекает».

Если поступает такой звонок, положите трубку. У сим-карты операторов связи отсутствуют ограничения по срокам их использования.

  1. «Продиктуйте код из СМС-сообщения».

Код из СМС-сообщения, поступившего из банка или с интернет-портала «Госуслуги» это информация для персонализированного доступа, его никому и никогда сообщать нельзя, даже сотрудникам банка.

ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что если в ходе телефонного разговора с Вами заговорили о деньгах и счетах, просят куда-либо перевести сбережения — положите трубку, самостоятельно наберите телефон банка или полиции.

ГУ УВД России по Челябинской области

Горячая линия "Кибербезопасность"

Автор Суббота, 16 декабря 2023 09:04

Научно-исследовательским центром мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде ГБУ ДПО ЧИРПО (далее - Центр) организована работа горячей линии «Кибербезопасность» (resurs-center.ru/hotline), куда можно обратиться в следующих случаях:

  • показалось что-то подозрительным в социальных сетях или мессенджерах (личная страница, сообщество или переписка);
  • поступают предложения финансового характера, просьба поделиться личными данными, кажется, что вы общаетесь с мошенниками;
  • кажется, что вас пытаются вовлечь в деструктивные сообщества.

При отправке сообщения через специальную форму (https://resurs-center.ru/node/96) оно останется полностью анонимным.

Кроме того, в группе Центра в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/nicmp) размещена подборка материалов, в том числе:

  • популярные способы кибермошенничества и меры по предупреждению мошеннических действий; вишинг и как ему противостоять;
  • признаки фейковой информации, виды интернет-провокаций и рекомендации по проверке сведений;
  • манипуляции мошенников: как понять, что человек находится под влиянием мошенников;
  • как реагировать, если ваш близкий попал под их влияние;
  • видеозаписи пленарных заседаний и секций VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией» и Всероссийского образовательного форума с международным участием «MEDIAОбразование. Я профессионал: медиамастерская»;
  • материалы победителей областной информационно-просветительской онлайн-акции «Знаешь сам - научи родителей!»;
  • видеозапись областного родительского собрания по вопросам профилактики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на территории Челябинской области.

Информация о появлении новых способов совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

ГУ МВД России по Челябинской области информирует о появлении новых способах совершения дистанционных мошенничеств:

  1. Распространение электронных писем на почту, приходящих от так называемого «центра обмена сообщениями хостинга веб-почты» - от несуществующей организации. Авторы рассылки сообщают, что обновляют некую базу и удаляют все неиспользуемые учетные записи. Они настоятельно рекомендуют подтвердить электронную почту и обновить данные для того, чтобы знать, что аккаунт активен и его не будут удалять. При этом не используются вредоносные программы и фишинговые сайты, необходимую мошенникам информацию (имя, фамилию, логин и пароль) просят прислать ответным сообщением. Таким образом мошенники получают доступ к личным данным граждан.
  2. Активизация подделки мошенниками банковских приложений, например именуемых как «Сбер 2.0» и «Поддержка Сбербанка». Злоумышленники звонят клиентам якобы от имени сотрудника «Сбера» и рекомендуют (убеждают) установить на современные средства коммуникации (мобильные телефоны) приложения «Сбер 2.0» или «Поддержка Сбербанка». На самом деле под видом этих приложений распространяются программы для удаленного доступа к устройствам. Если пользователь установит одно из таких приложений, мошенники могут похитить его личную информацию и деньги с банковских карт.
  3. Обманные действия под видом представителя оператора мобильной связи. Злоумышленники, маскируясь под сотрудника оператора связи, убеждают потенциальную жертву, что срок действия sim-карты мобильного телефона истек. Для продления ее работы необходимо сообщить код из сообщения. После получения кода преступники подключают переадресацию звонков и SMS на другой номер и получают доступ к онлайн-банку, социальным интернет-сетям  и мессенджерам жертвы для входа по номеру телефона.
  4. Использование новых функций интернет-приложений («мессенджеров») для совершения преступлений. Появилась новая функция в телеграмм-каналах - возможность публиковать изображения - так называемые «сторис». Для этого необходимо получить определенное количество голосов («бустов»). В связи с этим появились автоматические чат-боты в «мессенджерах», предлагающие купить «бусты» в больших количествах. Вводить данные банковской карты при этом       не требуется, злоумышленники просят выслать деньги обычным переводом. Пользователь переводит деньги, но не получает никаких гарантий, при этом у чат-бота отсутствует форма обратной связи.
  5. Предложения по установке мобильного приложения с целью проверки качества работы смартфона. Фиктивная служба поддержки банка присылает ссылку на фишинговый сайт и предлагает подключить услугу безопасности смартфона. После того, как клиент соглашается на подключение и устанавливает на устройство мобильное приложение, мошенники получают доступ к онлайн-банку и похищают денежные средства.
  6. Звонки злоумышленников якобы от имени руководства компаний и организаций. Представляясь генеральным директором, мошенники предупреждают служащих, что им скоро поступит телефонный звонок от представителя курирующего эти компании Министерства. При этом, в «мессенджерах» используются аккаунты с реальными фотографиями и данными руководителей  (фамилия, имя, отчество). Далее действительно поступает звонок, в ходе разговора мошенники под различным предлогом получают конфиденциальную информацию, с целью совершения мошеннических действий.

ГУ МВД России по Челябинской области

Профилактика дистанционных преступлений

Автор Пятница, 15 сентября 2023 05:05

Автономной некоммерческой организацией «Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области», являющейся участником региональной программы Челябинской области «Профилактика преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на территории Челябинской области на 2023-2025 годы», совместно с медиахолдингом «Первый областной» разработан новый видео-аудио контент для проведения информационной кампании, направленной на повышение эффективности профилактики совершения дистанционных преступлений и кибербезопасности населения.

Контент размещен в сети «Интернет» и доступен по ссылке: https://b2474.ru/~QG10o.

ГУ МВД России по Челябинской области информирует о появлении новых способах совершения дистанционных мошенничеств:

  1. Функционирование Интернет-сайтов, имитирующих ресурсы государственных ведомств и справочных систем. Мошенники размещают шаблоны документов, которые ищут в сети «Интернет» бухгалтеры, секретари, сотрудники, занимающиеся налоговой или финансовой деятельностью. Шаблоны документов при этом заражены вирусами. Когда сотрудник загружает документ, на его компьютере запускается программа удаленного доступа. С ее помощью мошенники меняют в договорах компаний банковские реквизиты, чтобы впоследствии получить на свои счета денежные средства, предназначенные подрядчикам и заказчикам.
  2. Предложения об установке на телефон (смартфон) программного обеспечения. Мошенники, представляясь сотрудниками банка, предлагают установить так называемое «официальное сертифицированное приложение» финансовой организации для проверки устройства и поиска уязвимостей. Далее злоумышленники отправляют потенциальным жертвам ссылку на фишинговый сайт с инструкцией по установке приложения. После установки программного обеспечения мошенники получают удаленный доступ к смартфону и выводят денежные средства из онлайн-банка клиента.
  3. Сообщения от якобы Федеральной службы судебных приставов. Мошенники направляют гражданам электронные письма и сообщения об имеющейся задолженности, информируя (или угрожая) внести должника в некий «федеральный реестр недобросовестных плательщиков» и заблокировать его банковские счета (банковские карты). Чтобы этого избежать, предлагают пройти по поступившей ссылке для погашения имеющейся задолженности. После перехода по ссылке, денежные средства перечисляются на счета мошенников.

Кроме того, в настоящее время наиболее распространенными способами совершения дистанционных преступлений остаются:

вм Сентябрь 2023 

ГУ МВД России по Челябинской области

Цифровая гигиена детей и подростков

Автор Среда, 12 октября 2022 05:27

sketch 1 2

 

На странице проекта (Новость: Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!» (rsv.ru)) представлена информация о том, куда нужно обращаться за помощью при столкновении с проблемами цифровой гигиены в интернете.

Также на площадке собраны полезные материалы, которые предлагается изучать родителям вместе с детьми.

Осторожно, мошенники!

Автор Понедельник, 12 сентября 2022 11:52

6 2 11zon3 1 11zon1 3 11zon