ГУ МВД России по Челябинской области информирует об участившихся случаях мошенничеств, совершаемых с использованием IT—технологий, с привлечением пожилых граждан в качестве «курьера».

Мошенники представляются сотрудниками кредитно—финансовых организаций или правоохранительных органов, используя методы социальной инженерии, убеждают пожилых граждан переводить личные сбережения на так называемый «безопасный счет».

После хищения денежных средств у жертвы, злоумышленники сообщают о проведении финансового расследования и установления лиц, совершающих хищения денежных средств граждан. Обращаются с просьбой к потерпевшему за оказанием содействия в сборе денежных средств и переводу их на «безопасные счета». При этом, вынуждают жертву выступать в качестве посредника при передаче денежных средств таких же обманутых граждан.

Данную, информацию использовать при организации информационно—разъяснительной работы с населением, разработке и распространению информационного контента.

В целях повышения эффективности профилактики киберпреступности и проведения информационно-просветительской работы среди населения Главное управление МВД России по Челябинской области информирует о появлении новых и наиболее распространенных способах совершения дистанционных мошенничеств.

По итогам 5 месяцев 2024 года ущерб от преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий составил       1 млрд 337 млн рублей.

В настоящее время появились и распространяются следующие виды мошеннических действий под условным наименованием:

  1. «Ваш отпуск под угрозой». В преддверии летнего сезона отпусков злоумышленники предлагают фиктивные туры, бронирование билетов и жилья якобы по выгодным ценам. Для профилактики противоправных деяний всегда внимательно проверяйте правильность написания названия интернет-сайта и пользуйтесь услугами проверенных компаний.
  2. «Звонок от нотариуса». Гражданину поступает телефонный звонок, неизвестное лицо представляется нотариусом и сообщают, что от имени гражданина якобы подписана доверенность, которая будет передана на интернет-портал «Госуслуги». Обеспокоенный гражданин сообщает, что никаких доверенностей никому не выдавал. Тогда злоумышленник диктует ему номер телефона, на который необходимо позвонить и сообщить данную информацию. Пострадавший верит и, позвонив по указанному номеру, продолжает общение с мошенниками, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов и финансового мониторинга. Они сообщают гражданину, что его сбережения пытаются похитить и нужно срочно перевести их на некую «безопасную банковскую ячейку». Введенный в заблуждение пострадавший, выполняет указания, вследствие чего теряет собственные и кредитные денежные средства.
  3. «На связи Ваш «начальник». Злоумышленники звонят и пишут в мессенджерах гражданам под видом руководителей организаций, учреждений, где они работают. Для этого они создают реалистичные профили директоров и начальников. Мошенники сообщают жертвам о каких-то проблемах и о том, что с ним свяжется якобы «сотрудник» правоохранительных органов. Затем, в процессе диалога, они убеждают гражданина разными способами в том, что его деньги хотят украсть, перевести на счета террористических организаций или оформить на его имя кредит. Предлогов может быть много, но итог один - вывести деньги на так называемый «безопасный счет».
  4. «Перерасчет пенсии». В процессе телефонного разговора злоумышленники сообщают потенциальной жертве о якобы неучтенном стаже, выявленном в ходе некой проверки, в связи с чем предлагают оформить официальное заявление на перерасчет пенсии для ее увеличения. В случае согласия с такой процедурой мошенники предлагают подать заявление в телефонном режиме. Для идентификации просят продиктовать поступивший код из SMS-сообщения. Если сообщить данный код, то мошенники получат доступ либо к интернет-порталу «Госуслуги», либо к приложению мобильного банка, что приведет к компрометации учетной записи на «Госуслугах» или попытке перевода денежных средств с банковского счета жертвы.

Помимо указанных способов мошенничеств, наиболее используемыми схемами дистанционных мошенничеств остаются:

 content img 11zon

Как распознать мошенника?

Автор Четверг, 25 января 2024 05:05

Информация о наиболее распространенных фразах, позволяющих идентифицировать лиц, предпринимающих попытки совершения дистанционных мошенничеств в ходе телефонного разговора

ГУ МВД России по Челябинской области информирует о наиболее распространенных фразах, позволяющих идентифицировать лиц, предпринимающих попытки совершения дистанционных мошенничеств в ходе телефонного разговора:

  1. «Оформлена заявка на кредит».

Если Вы не обращались в банк, а Вам сообщают о предварительно одобренном кредите — положите трубку, это мошенники. Не продолжайте разговор, иначе в ходе телефонного разговора под психологическим давлением, Вы рискуете потерять деньги. «Сотрудник Центробанка».

Сотрудники Центрального Банка Российской Федерации не звонят клиентам и не пишут СМС-сообщения для совершения каких-либо банковских операций, если абонент представляется сотрудником Центробанка — прекратите разговор, положите трубку. «Специальный безопасный счет».

Это распространенная схема мошенников, убеждающих граждан перевести свои сбережения на «специальные безопасные счета», под легендой сохранности денежных средств. Специальных и каких-либо безопасных счетов не существует, если Вас просят перевести деньги на такие счета — прекратите разговор, положите трубку.

  1. «Идут следственные действия, помогите задержать мошенников».

Сотрудники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону, не запрашивают финансовые данные и не предлагают поучаствовать в задержании преступников.

  1. «Зафиксирована подозрительная операция».

Банки могут приостанавливать такие операции без участия клиента. Если у банка возникнут сомнения, Вам позвонят с официального номера или напишет служба поддержки через соответствующее приложение банка (программу) для современных средств коммуникации. Вместе с тем, сотрудник банка никогда не будет просить переводить деньги, а только лишь удостоверится, что Вы действительно совершаете перевод.

  1. «Срок действия сим-карты истекает».

Если поступает такой звонок, положите трубку. У сим-карты операторов связи отсутствуют ограничения по срокам их использования.

  1. «Продиктуйте код из СМС-сообщения».

Код из СМС-сообщения, поступившего из банка или с интернет-портала «Госуслуги» это информация для персонализированного доступа, его никому и никогда сообщать нельзя, даже сотрудникам банка.

ГУ МВД России по Челябинской области сообщает, что если в ходе телефонного разговора с Вами заговорили о деньгах и счетах, просят куда-либо перевести сбережения — положите трубку, самостоятельно наберите телефон банка или полиции.

ГУ УВД России по Челябинской области

Горячая линия "Кибербезопасность"

Автор Суббота, 16 декабря 2023 09:04

Научно-исследовательским центром мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде ГБУ ДПО ЧИРПО (далее - Центр) организована работа горячей линии «Кибербезопасность» (resurs-center.ru/hotline), куда можно обратиться в следующих случаях:

  • показалось что-то подозрительным в социальных сетях или мессенджерах (личная страница, сообщество или переписка);
  • поступают предложения финансового характера, просьба поделиться личными данными, кажется, что вы общаетесь с мошенниками;
  • кажется, что вас пытаются вовлечь в деструктивные сообщества.

При отправке сообщения через специальную форму (https://resurs-center.ru/node/96) оно останется полностью анонимным.

Кроме того, в группе Центра в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/nicmp) размещена подборка материалов, в том числе:

  • популярные способы кибермошенничества и меры по предупреждению мошеннических действий; вишинг и как ему противостоять;
  • признаки фейковой информации, виды интернет-провокаций и рекомендации по проверке сведений;
  • манипуляции мошенников: как понять, что человек находится под влиянием мошенников;
  • как реагировать, если ваш близкий попал под их влияние;
  • видеозаписи пленарных заседаний и секций VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией» и Всероссийского образовательного форума с международным участием «MEDIAОбразование. Я профессионал: медиамастерская»;
  • материалы победителей областной информационно-просветительской онлайн-акции «Знаешь сам - научи родителей!»;
  • видеозапись областного родительского собрания по вопросам профилактики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на территории Челябинской области.