gimnaziya

Проектная деятельность в школе

Пятница, 01 марта 2024 12:08

Проектная деятельность - это специфический метод обучения и организации работы, который включает в себя планирование, выполнение и анализ проектов. Она активно используется в образовании и бизнесе, чтобы развивать практические навыки, критическое мышление и творческий подход к решению проблем. Важной чертой проектной деятельности является ориентация на конечный результат – создание конкретного продукта или результата деятельности.

 pngwing com 1

В ГИМНАЗИИ №1 ПРОЕКТЫ ПРОХОДЯТ В 7, 9 И 10 КЛАССАХ

Участники проектной деятельности:

  • школьники — авторы и инициаторы процесса;
  • педагоги и учителя — помогают в организационных вопросах;
  • социальные партнеры — консультируют детей и оказывают им мотивационно-моральную поддержку.

Типы проекта

Тип проекта

Отличительные особенности

Информационно-познавательный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Привлечение интереса общественности к проблеме проекта и ресурсам для её решения. Во введении обосновывается актуальность работы. В качестве аргумента предоставляются результаты социологического опроса. Проводится анализ систематизированной информации по теме, делаются собственные выводы.

Творческий

Создание общественно и /или личностно значимого материального или идеального продукта, обладающего новизной и проявляющего творческий потенциал обучающегося. Его отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Социальный

Привлечение интереса общественности к проблеме проекта и ресурсов для её решения. Во введении представлен анализ изучения общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы. В теоретической части проекта проводится анализ систематизированной информации по теме. В практической части описывается реализация проекта: проведение конкретных социально значимых мероприятий. Делаются собственные выводы.

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с целью представления для широкой аудитории.            Обязательно описывается анализ научных данных и собственный опыт автора проекта. Опровержение или доказательство выдвинутой гипотезы.

 

Как выбрать тип проекта?

бу

Этапы проектирования:

1) Диагностика

То есть выявление существующих проблем в сфере, которую ученик считает наиболее интересной для себя.

2) Выбор проблемы для проекта

Проблема – это сложный вопрос, на который нужно ответить в процессе выполнения индивидуального итогового проекта;

Чтобы определиться с проблемой, можно ответить на вопрос, что бы вы поставили в пропуске в предложениях: Я не понимаю…, но хочу понять; я не знаю…, но хочу научиться; я хочу улучшить…, но не знаю как.

Проблема должна быть в первую очередь актуальна в обществе. Ученику нужно знать причины ее существования и понимать, почему он решил взяться за нее.

3) Генерация возможных идей для проекта

Генерировать идеи для проекта можно различными способами, вот несколько примеров:

  • Мозговой штурм: Нужно собрать группу участников и свободно обсудить возможные идеи и концепции для проекта, записать все идеи, даже самые нестандартные.
  • Изучение лучших практик и примеров: Нужно узнать о случаях успешных проектов для получения вдохновения и новых идей и адаптировать лучшие практики к вашему проекту, добавляя собственные инновационные элементы.
  • Интернет-ресурсы и онлайн-платформы: Используйте онлайн- ресурсы, форумы, социальные сети для обмена идеями, обсуждения проекта и получения обратной связи.

4) Выбор идеи для разработки проекта

Чтобы правильно выбрать идею проекта, нужно: понять, чем бы вам хотелось заниматься круглые сутки; отслеживать актуальные мировые тенденции и, самое главное, не сидеть на месте.

5) Определение темы для проекта

Тема проекта – это основная идея или направление, которое определяет содержание и цель работы.

Для правильного выбора темы нужно опираться на следующие аспекты:

  • Интерес (страсть к теме будет мотивировать в работе над проектом и повысит возможность успешного завершения);
  • Инновации (Развивайте новаторский подход к теме, что может привести к уникальным и интересным исследованиям и результатам проекта);
  • Обмен идеями (Обсудите выбор темы с друзьями или участниками проекта. Это может помочь определиться с лучшим вариантом и внести новые аспекты в тему проекта).

6) Постановка цели проекта

Цели проекта - это конечные результаты, которых вы хотите достичь в рамках проекта, обычно определяемые в начале проекта.

Зачастую используют понятие SMART-цель, заглавные буквы в названии которой отражают 5 признаков верно поставленной цели:

S-specific (конкретная)

M-measurable (измеримая)

A-achievable (достижимая)

R-realistic (реалистичная)

T-time (определенная по времени)

Если вы можете описать поставленную цель по всем 5-ти признакам, значит она поставлена верно и грамотно.

Требования к цели:

  • Цель должна отвечать на вопрос «Что?»;
  • В цели должно присутствовать название темы проекта;
  • Цель описывается учащимся во Введении индивидуального проекта простыми словами и одним предложением. В формулировки цели может быть отражен конечный продукт проекта.

Простая схема составления цели проекта:

  • Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.;
  • Добавьте название темы проекта;
  • Дополните цель словами, связывающими основной глагол и название темы.

7) Задачи проекта

  • Задачи индивидуального проекта – это все последовательные этапы работы учащегося над проектом;
  • Задачи должны отвечать на вопрос «Что надо сделать, чтобы достигнуть цели?»;
  • Задачи должны быть взаимосвязан друг с другом, должны соответствовать основному содержанию проекта;
  • Задачи записываются во Введении сразу после цели;
  • Достаточно указать 3-4 задачи;
  • Названия параграфов в теоретической главе - это есть задачи проектов.

8) Целевая аудитория

Целевая группа проекта — это люди, на которых направлена деятельность проекта. Результат вашей работы будет зависеть от них. Необходимо понять, для кого конкретно вы делаете этот проект, какая именно группа людей сталкивается с проблемой, которую вы выбрали, и каким образом вы можете решить ее для них.

9) Команда проекта

Команда проекта — это группа учеников, которых объединяет работа над общими целями и задачами.

Для качественной работы в команде нужно слушать и уважать мнения каждого члена команды, стремиться понять их точку зрения; четко определить обязанности каждого участника команды; обсуждать возникающие проблемы и искать совместные решения; предлагать конструктивную критику и советы для улучшения работы; стараться прийти к компромиссу во время конфликтов, мотивировать членов команды к достижению общих целей; быть готовым к изменениям и уметь адаптироваться к новым обстоятельствам; проводить регулярные оценки работы команды и индивидуальных достижений.

10) Возможные социальные партнеры

Социальные партнеры — это все, кто интересуется этим проектом, кто консультирует, помогает, принимает участие. Ими могут быть некоммерческие организации, бизнесмены, социальные учреждения и так далее.

11) Ресурсы проекта

Ресурсы проекта — это трудовые, технические или материальные единицы, используемые при выполнении задач и обеспечивающие реализацию целей проекта. В основном ресурсы делятся на:

  • Материальные – сырье, материалы, комплектующие, механизмы, используемые в вашем проекте;
  • Финансовые – любые д еньги, используемые для достижения цели;
  • Информационные – нематериальные ресурсы, в виде знаний и сведений.

12) Разработка плана мероприятий

Структура плана должна включать в себя определение последовательности действий (разбейте проект на этапы и определите последовательность действий, необходимых для достижения каждого этапа), разработку графика (Создайте график выполнения проекта, определив сроки начала и завершения каждого этапа, а также общий срок завершения проекта) и документирование (то есть фиксирование принятых решений, изменений плана, исправлений ошибок и другие важные моменты).

13) Расчет бюджета проекта

Бюджет проекта — это план затрат, необходимых для его исполнения, в стоимостном выражении.

Существует много источников финансирования, но в рамках школьного проекта чаще всего используются личные средства, государственные гранты, средства общественных организаций и краудфандинг (создание площадки в виде сайта для сообщения и сбора средств).

14) Представить ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта — это то, что вы хотите получить по его итогам. У проекта может быть один или несколько ожидаемых результатов. Чёткое определение того, над чем вы работаете, поможет коллективу расставить приоритеты, чтобы в первую очередь выполнять самые важные. Кроме того, нужно определить измеритель работы, то есть то, на что можно основываться, чтобы понять, что проект выполнен успешно.

15) Предположить риски проекта

Риски — возможные ситуации, которые могут помешать достижению цели проекта. Чтобы не допустить сильного влияния рисков, стоит создать план по управлению рисками, в котором стоит прописать возможные способы их избежать или справиться с ними.

16) Создание презентации проекта

Презентация проекта — это короткое структурированное изложение основных разделов проекта, расчет эффективности проекта.

Рекомендации по оформлению электронной презентации проекта для представления на защите:

  • Оптимальные шрифты (заголовок – 24-32; подзаголовок – 22-24; основной текст – 18-24; подписи данных – 20-22);

  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;

  • Текст должен хорошо читаться на выбранном фоне;

  • Рекомендуемое количество слайдов – 10-12;

  • Первый слайд (титульный) должен содержать тему проекта, ФИО разработчика, наставника. Завершает презентацию точная копия титульного слайда. Второй слайд презентации должен содержать цели, задачи. Необходимо добавить слайд со списком литературы;
  • Слайды должны содержать раскрытие опыта работы обучающегося над ИП. Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится;
  • Необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда);
  • Слайды не должны быть перегружены анимационными эффектами. Для смены слайдов используется один и тот же анимационный эффект;
  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами, с анимацией;
  • Демонстративные и иллюстративные материалы должны быть наглядными, оригинальными, композиционно сочетаться с докладом.

17) Апробация материалов

Апробация — это официальное одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

С ней столкнутся все ученики, создающие проект. Часто она может иметь вид публичного обсуждения, участия в конференции, тест-драйва и др.

18) Продвижение проекта

Продвижение проекта — комплекс мер, направленный на повышение узнаваемости проектного продукта. Это может быть распространение в социальных сетях, помощь друзей и знакомых, работа с форумами и др.

19) Корректирование ошибок

На данном этапе исправляются все ошибки вплоть от содержания проекта до его оформления.

Рекомендации по оформлению проекта в бумажном виде для представления на защите:

  • Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5;
  • Титульный лист считается первым, но не нумеруется;
  • Каждая новая глава начинается с новой страницы, точка в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится;
  • Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц;
  • Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Для приложений может быть отведено неограниченное количество стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами;

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

20) Завершение проекта

При завершении проекта ученик доводит продукт до его конечной стадии, решает все вопросы, касающиеся его проекта.

Процесс защиты в аудитории проходит в соответствии с ранее подготовленным регламентом. Он определяется в соответствии с количеством обучающихся из следующего расчета на одного обучающегося: 7-10 минут - защита проекта, до 5 минут - вопросы экспертной комиссии по проекту.

Примерный план защиты обучающимся проекта:

  •  Введение

Тема моего проекта…

Я выбрал эту тему, потому что… Цель моей работы – …

Проектным продуктом является… Этот продукт поможет…, так как…

План моей работы (время выполнения и промежуточные этапы) …

Выбор темы и уточнение названия;

Сбор информации (где и как происходил поиск);

Изготовление проектного продукта (что и как происходило);

Написание бумажного варианта проекта;

  • Основная часть

Я начал свою работу с того, что… Потом я приступил к…

Я завершил работу тем, что...

В ходе работы я столкнулся с проблемами…

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я отклонился от плана в связи с …

План моей работы был нарушен, потому что…

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как… Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что…

  • Заключение

Закончив проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано получилось, например, …

Это произошло, потому что…

Если бы я начал работу заново, я бы…

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы… Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как…

Работа над проектом показала мне, (что узнал о себе и о проекте, над которым работал) …

21) Перспективы проекта

Каждый ученик должен задуматься каким образом его проект будет действовать и после его сдачи. Как он продолжит служить людям, либо какие у него перспективы дальнейшего развития. Возможно со временем он перерастет в нечто большее.

pngwing com

Советы по созданию проекта от учеников, которые сдали его на высокий балл:

Презентация дополняет ваши слова, а не дублирует их. Вы должны полагаться на вашу презентацию не полностью;

Идеально заучите текст теоретической части и умейте рассказывать его без подсказок;

Представьте, что вы на интервью, и перед защитой задайте вопросы себе по собственному же проекту;

Умейте взаимодействовать со слайдами, которые вы создали для своей презентации.

Для вашего удобства мы создали доступное пространство, в котором вы можете ознакомиться с уже существующими проектами, которые были сделаны в нашей школе:

https://disk.yandex.ru/d/nrtMs_gzLEisGg

Прочитано 1729 раз Последнее изменение Суббота, 04 мая 2024 07:02
Поделиться: